РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДОМАНИЧСКАЯ СЕЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОЧЕПСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.12.2021 г. № 76
с.Доманичи
Об утверждении программы социального
и экономического развития Доманичского
сельского поселения 2022- 2024 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 г. №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов», Генеральным планом Доманичского сельского поселения
ПОСТАНОВИЛА:
- Утвердить программу социального и экономического развития Доманичского сельского поселения на период 2022 -2024 годы
- Постановление администрации Доманичского сельского поселения №18 от 12.04.2017 «Об утверждении программы социального и экономического развития Доманичского сельского поселения 2017- 2021 гг.» считать утратившим силу.
- Настоящее постановление опубликовать в установленном порядке и разметить на официальном сайте администрации Доманичского сельского поселения.
- Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Доманичского
сельского поселения И.Ю.Корбачева
Утверждена:
постановлением администрации
от 30.12.2021г. № 76
ПРОГРАММА
социального и экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области
на 2022-2024годы
С.Доманичи
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа социального и экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области на 2022-2024годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
Заказчик Программы |
администрация Доманичского сельского поселения Почепского района |
Разработчик Программы |
администрация Доманичского сельского поселения Почепского района |
Основная цель и задачи Программы |
Цель: создание условий для стабильного социального и экономического развития поселения с целью повышения качества жизни населения. Задачи: формирование устойчивой тенденции развития сельского хозяйства; развитие различных форм малого бизнеса, потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг; привлечение инвестиций в приоритетные направления экономики; обеспечение дополнительных доходов в бюджет поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения |
Сроки и этапы реализации Программы |
2022 -2024 годы |
Перечень основных мероприятий Программы
|
организационные мероприятия программы изложены в Приложении № 1 Программы; основные мероприятия программы изложены в Приложении № 2 Программы по разделам: культура, охрана и сохранение историко-культурного наследия; образование; здравоохранение; торговля и потребительский рынок; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство поселения; обеспечение населения питьевой водой, газом и электроэнергией; сельское хозяйство; экология. |
Исполнители мероприятий Программы |
администрация Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области, органы исполнительной власти Брянской области (по согласованию), сельхозпредприятие (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования программы в период 2022- 2024 годы: всего – 9189,9 тыс. руб., в том числе: бюджет поселения - 812,0 тыс. рублей, областной бюджет – 294,8 тыс. рублей (по согласованию); собственные средства хозяйства – 5520,0 тыс. рублей. |
Контроль за реализацией Программы
|
контроль за реализацией Программы осуществляется Главой Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
достижение к 2024 году: увеличение доходов бюджета поселения в 1,2 раза. |
Введение
Необходимость реализации Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии социально-экономического развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных сельских поселений.
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа социально-экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области (далее – Программа) содержит чёткие ориентиры по цели, задачам, ресурсам, потенциалу и об основных направлениях социально-экономического развития поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение социально-экономического развития сельского поселения.
Цель развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне поселения ежегодно разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей социально-экономического развития сельского поселения.
1. Социальное и экономическое положение и основные направления развития Доманичского сельского поселения
Почепского района Брянской области
- Общая характеристика Доманичского сельского поселения
Почепского района Брянской области
1 января 2006 года в составе Почепского муниципального района Брянской области было образовано Доманичское сельское поселение с административным центром в с. Доманичи.
Первое документальное упоминание о селе Доманичи было в 1652 году в Ведомостях.
Площадь территории поселения составляет 11,3 тыс. га. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой Доманичского сельского поселения и одним из основных источников дохода жителей поселения.
Доманичское сельское поселение находится в непосредственной близости к административному центру Почепского муниципального образования Брянской области – г. Почеп. Поселение граничит с Сетоловским сельским поселением и Чоповским сельским поселением. Количество населенных пунктов, входящих в Доманичское сельское поселение, составляет 22 единиц, в том числе: 4 поселка, 5 сел и 13 деревень.
1.2 Демографическая ситуация
Общая численность населения Доманичского сельского поселения на 01.01.2021 г. составила 1493 человека.
Численность жителей трудоспособного возраста составила 833 человека (56 процента от общего числа населения).
Детей в возрасте до 18 лет 234 человек или 17 процента от общего числа населения, пенсионеров – 423 человек (28 процента).
Состав населения Доманичского сельского поселения.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование населенного пункта |
Численность населения, чел. |
трудоспособного., чел. |
пенсионеров |
учащихся, чел. |
1 |
село Доманичи |
630 |
326 |
163 |
96 |
2 |
дер.Игрушино |
38 |
18 |
18 |
2 |
3 |
пос.Ленинский |
12 |
5 |
6 |
1 |
4 |
дер.Поповка |
22 |
9 |
9 |
4 |
5 |
село Алексеевск |
169 |
104 |
50 |
7 |
6 |
пос.Добрая Воля |
9 |
0 |
9 |
0 |
7 |
дер.Журавка |
1 |
0 |
1 |
0 |
8 |
дер.Ильюшино |
6 |
1 |
5 |
0 |
9 |
дер. Надинка |
8 |
3 |
5 |
0 |
10 |
дер.Огородники |
27 |
14 |
10 |
2 |
11 |
пос.Студенец |
1 |
0 |
1 |
0 |
12 |
дер.Телеши |
29 |
10 |
14 |
0 |
13 |
село Третьяки |
188 |
116 |
39 |
17 |
14 |
дер. Бибики |
13 |
0 |
13 |
0 |
15 |
дер.Долбежи |
3 |
0 |
3 |
0 |
16 |
дер. Дубрава |
3 |
1 |
2 |
0 |
17 |
пос.Заречье |
210 |
144 |
49 |
13 |
18 |
дер.Короткие |
0 |
0 |
0 |
0 |
19 |
село Поповка |
10 |
6 |
4 |
0 |
20 |
дер.Тарутино |
47 |
29 |
13 |
3 |
21 |
дер. Шмотовка |
13 |
10 |
2 |
1 |
22 |
село Шуморово |
54 |
38 |
9 |
4 |
Демографические изменения в составе поселения.
Таблица 2
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
Прибыло |
41 |
45 |
-- |
Убыло |
74 |
59 |
-- |
Родилось |
9 |
10 |
8 |
Умерло |
35 |
22 |
37 |
Процент родившихся на 100 человек |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
Процент умерших на 100 человек |
2,2 |
1,5 |
1,8 |
В 2020 году рождаемость населения по сравнению с 2019 годом увеличилась на 4 ребенка.
Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда).
Основными направлениями по улучшению демографической ситуации в поселении является: обеспечение занятости населения, повышение доступности жилья для населения, развитие инфраструктуры, материальное стимулирование рождаемости, укрепление социальной сферы, организация полезного досуга детей, семей, подростков и молодежи, формирование системы общественных и личностных ценностей.
Приоритетными направлениями в области стимулирования рождаемости является: повышение качества и доступности медицинской помощи населению, ранняя диагностика и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, снижение смертности населения от онкологических заболеваний, улучшение показателя здоровья женщин и детей, предупреждение и сокращение алкоголизма, наркомании и курения.
1.3. Трудовые ресурсы
В Доманичском сельском поселении в 2011 году численность населения в трудоспособном возрасте в сравнении с 2009 годом остается стабильной на протяжении 3 лет.
Структура численности населения
Таблица 3
Показатели |
Единица измерения |
Отчет 2019 года |
Отчет 2020 года |
Отчет 2021 года |
Прогноз 2022 года |
Численность постоянного населения |
тыс.чел. |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Численность постоянного трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Численность постоянного населения старше трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Удельный вес сельского населения старше трудоспособного возраста |
% |
33 |
35 |
45 |
46 |
Численность занятых в экономике сельского поселения в 2020 году составила 519 человек.
Большая часть населения Доманичского сельского поселения занята в оптовой и розничной торговле, что составляет 38 процентов от общей численности занятых в экономике.
Структура занятого населения (с указанием средней заработной платы) в экономике Доманичского сельского поселения по видам экономической деятельности представлена в таблице 4.
Таблица 4
(чел./ рублей)
годы |
2020год |
2021 год |
Прогноз 2022 год |
Сельское хозяйство |
33/5152,0 |
30/5870,0 |
31/8500 |
Малое и среднее предпринимательство |
14/5460,0 |
14/5800,0 |
20/9320 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и прочее |
11/5000,0 |
11/6000,0 |
12/7000 |
Государственное управление |
8/7524,0 |
8/8197,0 |
8/19000 |
Деятельность по организации культуры |
16/4109,0 |
16/4825,0 |
12/12000 |
Образование |
42/6995,0 |
42/7195,0 |
12/19000 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
16/5850,0 |
15/6220,0 |
7/13000 |
Структура регистрируемого безработного населения на территории Доманичского сельского поселения.
Таблица 5
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Количество безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости на конец отчетного периода, человек |
5 |
4 |
6 |
Трудоустроено за отчетный период, человек |
4 |
1 |
0 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости по Доманичскому сельскому поселению в 2021 году по сравнению с 2019 годом изменилась . Количество граждан, устроенных на работу через центр занятости в 2021 году по сравнению с 2019 годом не увеличилось.
- 4 Состояние жилищно-коммунального хозяйства
Жилой фонд муниципального образования на 01.01.2021 г. составляет 53,9 тыс. кв.м общей площади, в т.ч.:
- в муниципальной собственности 3,1 тыс. кв. м;
- в частной собственности 51,4 тыс. кв.м;
из нее:
в собственности граждан 51,4 тыс. кв. м.
Количество домов частного сектора – 910 домов.
Жилая площадь, приходящаяся в среднем на одного жителя на 01.01.2021 года составила 32,0 кв. м, при среднеобластной - 25,6 кв. м.
1 инвалид, проживающий в поселении, нуждается в улучшении жилищных условий.
Количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на 01.04.2021 года составляет 15 единиц.
Водоснабжение в населенных пунктах осуществляет МКП «Доманичское ЖКХ».
Водообеспечение поселения осуществляется подачей воды десятью водонапорными башнями. Протяженность уличных водопроводных сетей поселения составляет 27,5 км, из них 5,0 км – требуется заменить. В наличии 4 уличных колонок и 8 артезианских колодцев.
Газоснабжение населения осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Брянск». На территории сельского поселения одиночное протяжение уличной газовой сети - составляет 27,8 км. Количество газифицированных населенных пунктов -7.
Электроснабжение населения Доманичского сельского поселения осуществляет Почепский учассток ОАО «Брянскэнергосбыт».
Протяженность уличного освещения составляет 7,5 км.
1.5 Транспортная инфраструктура
Протяженность муниципальных дорог Доманичского сельского поселения составляет 57,9 км, в том числе: с твердым покрытием 42,4 км и грунтовых – 15,5 км.
Транспортные услуги на территории сельского поселения предоставляются ИП Астахов. Автобусы производят маршруты пригородного и междугороднего сообщения.
Услуги связи на территории сельского поселения предоставляются ООО «Ростелеком». Интернет связь на территории поселения предоставляет АО «ЭР-Телеком Холдинг».
На территории поселения располагаются 3 почтовых отделения ФГУП «Почта России», которые обслуживают жителей 22 населенных пунктов.
1.6. Социальная сфера (культура, образование, здравоохранение)
1.6.1 Культура
На территории Доманичского сельского поселения осуществляют свою деятельность в сфере культуры: 1 Сельский Дом Культуры, расположенный в с.Шуморово, 2 сельских клуба, расположенные в селах Доманичи и в с.Алексеевск, 3 библиотеки расположены в с. Доманичи, с.Третьяки, с.Шуморово. Общая численность работающих в этих учреждениях 12 человек.
Силами работников культуры на территории сельского поселения организуются и проводятся праздники, встречи по интересам.
В 2021 году было проведено 318 культурно – досуговых мероприятий, по офлайн программе.
Библиотекой обслужено в 2021 году 1250 человек, в 2020 году 1115 человек, в 2019 году 1045 человек.
В 2022-2024 г.г. необходимо осуществить текущий ремонт во всех учреждениях культуры поселения, в т.ч. в с.Алексеевск на сумму 200000,0 тыс.руб.
1.6.2 Образование
На территории Доманичского сельского поселения система образования представлена 1 образовательным учреждением.
Основная общеобразовательная школа в селе Доманичи, в которой обучаются 45 человек. В школе трудится 9 педагогических работников, 7 из которых с высшим профессиональным образованием и 2 - со средним специальным.
Для обеспечения качественного образования необходимо пополнение школьной библиотеки художественной, учебной и учебно-познавательной литературой. Кроме того, необходим ремонт зданий школы , замена окон, ремонт крыши в Доманичской ООШ.
1.6.3 Здравоохранение
На территории Доманичского сельского поселения находятся 4 лечебных учреждений, в том числе: 3 ФАПа в селах Доманичи, Третьяки, Алексеевск, 1 в поселке Заречье.
В 2021 году увеличилось количество посещений лечебных учреждений на 220 - в сравнении с 2020 годом.
Первичная заболеваемость населения за 2021 году составила 1310 человек, что на 87 человек больше, чем в 2020 году.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями населения в 2021 году составила 3 человека.
Есть проблема с укомплектованностью медицинскими кадрами. ФАП в с.Доманичи работает медсестра из п.Алексеевск. Проблемным вопросом лечебных учреждений остается нехватка медицинского оборудования.
1.7 Торговля, услуги, общественное питание
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и отражает платежеспособность населения. Сегодня это один из самых доходных и стремительно растущих сегментов экономики.
По состоянию на 01.01.2021 г. на территории поселения функционирует 4 магазина.
На территории Доманичского сельского поселения розничной торговлей занимаются следующие предприятия торговли:
ИП Радченко С.Г. обслуживает жителей в п.Заречье и с.Шуморово. Два магазина, расположенные в с. Доманичи, обслуживают жителей с. Доманичи, автолавкой жителей пос., д. Бибики, д. Долбежи, д. Короткие, д. Ильюшино, д. Надинка, п. Добрая Воля, д. Журавка, с. Поповка, с. Алексеевск. Также действуют магазины в с. Третьяки.
Организаций, обеспечивающих бытовое обслуживание населения и общественное питание, на территории поселения отсутствуют.
1.8 Малое предпринимательство
За последние три года в секторе малого предпринимательства сформировались следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства.
Таблица 6
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Количество ИП ( человек) |
14 |
15 |
15 |
За три года количество индивидуальных предпринимателей в среднем составило 11 человек. Основная часть индивидуальных предпринимателей сконцентрирована в торговле – 9 человек, 2 - сельское хозяйство.
1.9 Сельское хозяйство
Ведущее место в экономике Доманичского сельского поселения занимает сельскохозяйственное производство. На территории Доманичского сельского поселения находятся 2 сельскохозяйственных предприятия –КФК «Радченко В.В.», КФК Попов Н.Ф. и 559 личных подсобных хозяйств.
Средняя численность работников на 01.01.2021 года в ИП "Радченко С.Г." 10 человек со среднемесячной заработной платой 12790 рублей.
Основное направление деятельности сельскохозяйственного предприятия - производство молока, мяса, заготовка кормов для общественного животноводства.
Валовой надой молока в ИП "Радченко С.Г." в 2021 году составил - 3100 тонны.
Поголовье КРС в хозяйстве составляет 115 головы, из них коров 70.
Валовой сбор зерна в 2021 году с площади 370 га составил после доработки 48,1 тонн при средней урожайности 13 ц/га.
Одной из значимых экономических составляющих для поселения, являются личные подсобные хозяйства и от их развития во многом, зависит сегодня благосостояние населения.
Наличие животных в личных подсобных хозяйствах на территории Доманичского сельского поселения на конец года представлены в таблице ниже.
Таблица 7
(голов)
Наименование животных |
На 01.01.2021 |
КРС |
112 |
в т.ч. коров |
75 |
овцы и козы |
83 |
овцематок и ярок старше года |
31 |
свиньи |
212 |
в т.ч. свиноматки |
6 |
Птица |
3433 |
Телят |
37 |
Ягнят |
17 |
Поросят |
104 |
В последние годы наблюдается тенденции снижения поголовья коров, свиней и кур в частном секторе. Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие:
высокая стоимость кормов;
низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
старение населения.
Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах является приоритетным направлением в решении главного вопроса самозанятости сельского населения.
Эту проблему, возможно, решить следующим путем:
более интенсивно привлекать льготные кредитные ресурсы для развития ЛПХ в поселении;
увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями;
направление части средств полученных от сбора за пользование пастбищами на повышение их продуктивности.
1.10 Анализ расходов и доходов бюджета поселения за определенный период
В течение последних лет отмечается увеличение доходной части бюджета Доманичского сельского поселения. По сравнению с 2020 годом доходы бюджета сельского поселения увеличились в 2021году на 107,8%. Объяснение тому, изменение порядка и сроков уплаты земельного налога и уточнение налоговой базы по земельному налогу. При этом в структуре доходов большую часть (52%) составляют субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Наибольший удельный вес в собственных доходах составляют следующие налоги:
- налог на имущество физических лиц (4,6%);
- земельный налог (46,5%);
- продажа имущества (46,9%).
Доходы бюджета Доманичского сельского поселения представлены в таблице.
Доходы бюджета
Таблица 8
(тыс. рублей)
Наименование |
2019г. |
2020г. |
2021 г. |
Налоговых и неналоговых доходов – всего, |
579,0 |
757,0 |
1708,6 |
в том числе: |
|||
налог на доходы физических лиц |
80,0 |
87,0 |
21,4 |
налог на имущество физических лиц |
55,0 |
36,0 |
78,2 |
земельный налог |
348,0 |
362,0 |
794,0 |
госпошлина |
13,0 |
221,0 |
|
сельскохозяйственный налог |
35,0 |
24,0 |
7,1 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
|||
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
10,0 |
19,0 |
6,9 |
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
|||
прочие налоги и сборы (доходы от продажи земельных участков, имущества) |
38,0 |
8,0 |
801,0 |
Поступления из областного бюджета– всего, |
2753,0 |
2840,0 |
1883,0 |
в том числе: |
|||
дотации |
2175,0 |
2491,0 |
800,3 |
субвенции |
113,0 |
117,0 |
72,3 |
субсидии |
465,0 |
232,0 |
|
иные межбюджетные трансферты |
1010,4 |
||
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
|||
Всего доходов бюджета |
3332,0 |
3597,0 |
3591,6 |
Расходы бюджета
Таблица 9
(тыс. рублей)
Наименование |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Расходы бюджета - всего |
3323,0 |
3621,0 |
3590,3 |
Общие вопросы (общегосударственные вопросы) |
1277,0 |
1335,0 |
1424,4 |
Национальная оборона |
92,0 |
94,0 |
60,4 |
Национальная безопасность |
230,0 |
359,0 |
527,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
598,0 |
631,0 |
537,8 |
Образование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства массовой информации, культура, кинематография |
0,0 |
0,0 |
977,5 |
Социальная политика |
0,0 |
0,0 |
62,6 |
Прочие расходы ( Межбюджетные трансферты) |
1126,0 |
1202,0 |
0,0 |
Доходы бюджета поселения в 2021 году составили 3591,6 тыс. рублей, расходы 3590,3 тыс. рублей, профицит бюджета составил 1,3 тыс. рублей.
Анализ сильных и слабых сторон социально-экономической ситуации.
Анализ ситуации в поселении приведен в таблице. Проанализированы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Таблица 10
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сохранена социальная сфера - образовательные, медицинские учреждения, дома культуры, библиотеки. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства. Близость к районному центру и промышленным развитым территориям. |
Неблагоприятная демографическая ситуация: высокий уровень естественной убыли, старение населения, отток молодёжи из села. Недостаточно развитая рыночная инфраструктура. Высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. Отсутствие необходимого количества внутрипоселковых дорог с твердым покрытием. Отсутствие новых рабочих мест. Отсутствие системы бытового обслуживания на территории поселения. Отсутствие альтернативных эффективных источников теплоснабжения. |
Возможности и угрозы
Таблица 11
Возможности |
Угрозы |
Прогрессивное развитие крупного сельскохозяйственного бизнеса на территории поселения: внедрение на предприятии прогрессивных технологий в зерновом, молочном, мясном, производствах; развитие более тесных партнерских отношений с другими муниципальными образованиями, предприятиями переработки. Развитие малого бизнеса на территории поселения: развитие сферы услуг; в том числе бытовых; Развитие социальной инфраструктуры. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения. |
Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию. (Непомерный рост стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений, и новой сельскохозяйственной техники). Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, воровство, наркомания. Снижение квалификации, старение и выбывание квалифицированных кадров. Демографические проблемы, связанные со старением населения и усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население. Нехватка квалифицированной рабочей силы в поселении. Высокая доля населения, не обладающего специальными востребованными на местном рынке труда навыками и умениями, низкая доля людей с высшим образованием и как следствие общий недостаток в квалифицированной рабочей силе. Наличие «теневых» доходов и занятости. Наличие незанятого экономически-активного населения трудоспособного возраста. Отток молодого экономически активного населения за пределы поселения, района (выпускники школ); 9. Ухудшение качества детского и материнского здоровья, снижение рождаемости. Отсутствие инвестиционной привлекательности поселения. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней. Снижение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах. |
Проведенный анализ показывает, что как сильные, так и слабые стороны Доманичского сельского поселения определяются его географическим (транспортным) положением по отношению к городским поселениям.
Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия:
Экономические:
1. Содействие развитию мелкому и среднему предпринимательству в сельскохозяйственной сфере, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов восстановление объектов образования, культуры и спорта, помощь в организации питания школьников на взаимовыгодных условиях.
2. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест, предоставление бытовых услуг.
Социальные:
1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта:
участие в отраслевых районных, областных программах по развитию и укреплению данных отраслей;
содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры на территории поселения).
2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения.
привлечение льготных кредитов на развитие личных подсобных хозяйств;
привлечение средств из районного бюджета на восстановление пастбищ;
помощь населению в реализации мяса с личных подсобных хозяйств;
поддержка предпринимателей ведущих закупку продукции с личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях;
3. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);
помощь членам их семей в устройстве на работу;
помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё;
4. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения:
консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат;
содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (заготовка твердого топлива, пиломатериал для ремонта жилья, проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения, льготное санаторно - курортное лечение);
5.Содействие в развитие систем телефонной и сотовой связи.
6.Привлечение средств на строительство и ремонт внутрипоселковых дорог и др.
2. Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для стабильного социального и экономического развития поселения с целью повышения качества жизни населения.
Программа направлена на решение следующих основных задач
формирование устойчивой тенденции развития сельского хозяйства;
развитие различных форм малого бизнеса, потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг;
привлечение инвестиций в приоритетные направления экономики;
обеспечение дополнительных доходов в бюджет поселения;
организация благоустройства и озеленения территории поселения.
3. Сроки реализации программы
Срок реализации программы с 2022 по 2024 год.
- Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий изложен в Приложениях 1 и 2 Программы. Наряду с ресурсными мероприятиями в программе намечен ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой активности в поселении (Приложение 1).
На период до 2021 года по программе подлежит выполнению 7 разделов:
культура, охрана и сохранение историко-культурного наследия;
образование;
здравоохранение;
жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство поселения;
обеспечение населения питьевой водой, газом и электроэнергией;
сельское хозяйство;
экология.
5. Механизм реализации Программы
Реализация программы осуществляется на основе положений действующего законодательства Российской Федерации, Брянской области нормативных правовых актов Почепского муниципального района и Доманичского сельского поселения.
Главным условием реализации программы является привлечение в экономику и социальную сферу поселения достаточный объем финансовых ресурсов. Программа предусматривает финансирование мероприятий за счет всех уровней бюджетов на безвозвратной основе. Одновременно с этим для финансирования коммерческой части программы предполагаются осуществлять из внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий программы за счет средств областного, бюджета муниципального района и поселения будет осуществляться исходя из реальных возможностей бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Предусматривается ежегодная корректировка мероприятий.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования программы в 2022 - 2024 годах:
всего – 9188,8 тыс. руб.,
в том числе:
бюджет поселения - 812,0 тыс. рублей,
областной бюджет – 8188,0 тыс. рублей (по согласованию).
7. Оценка результативности, социальных, экономических и экологических последствий от реализации программы
Результаты реализации программы
В соответствии с целью программы на период до 2041 года намечается создание устойчивой тенденции экономического роста Доманичского сельского поселения, позволяющей в долгосрочной перспективе достичь показателя среднего уровня жизни в регионе и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации природного, сельского хозяйственного потенциала.
Основными результатами Программы должны стать:
В целях обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры необходимо:
- осуществить текущий ремонт СК с. Алексеевск;
- осуществить ремонтно-реставрационные работы на 1 братской могиле погибших воинов Великой Отечественной войны сельского поселения.
В целях улучшения жилищных условий населения:
- осуществить установку уличного освещения д.Ильюшино, д.Игрушино, протяженностью 1 км;
- осуществить благоустройство территории поселения;
В целях улучшения экологической ситуации необходимо осуществить:
- ликвидацию 2 свалок.
Реализация программных мероприятий в сельском хозяйстве позволит:
достичь стабильного роста сельскохозяйственного производства и индекс физического объема сельскохозяйственного производства в 2022-2024 годы составит – 0,3 -1,2 процента;
повысить уровень механизации сельского хозяйства, активно применять лизинговые схемы для обновления основных фондов (приобретение сельхозорганизациями тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов).
Ежегодное увеличение объема инвестиций на душу населения в размере 0,5 процента.
Увеличение среднемесячной начисленной заработной платы – в 2014 г. – на 6,3 процента (6991,0 рубль), 2015- на 6 процентов (7410,0 рублей), 2016 – на 6 процентов (7855,0 рублей).
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией программы определяются администрацией Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области.
Общее руководство и управление реализацией программных мероприятий осуществляет администрация Доманичского сельского поселения Почепского района.
Администрация Доманичского сельского поселения Почепского района является:
– заказчиком программы и координатором деятельности исполнителей мероприятий программы.
Администрация Доманичского сельского поселения Почепского района осуществляет:
разработку механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации программы;
контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств на реализацию программы;
подготовку предложений по актуализации мероприятий в соответствии с приоритетами социального и экономического развития Почепского района и Брянской области, ускорению или приостановке реализации отдельных проектов;
анализ количественных и качественных параметров состояния и развития секторов экономики и подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для реализации программы;
подготовку предложений по созданию или привлечению организаций для реализации проектов программы;
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации программы, мониторинг выполнения программы в целом и входящих в ее состав мероприятий;
подготовку в установленные сроки ежемесячных и годовых отчетов, годового доклада о ходе реализации программы представительному органу местного самоуправления, осуществляющему контроль за ходом реализации муниципальной программы.
Исполнители программы - осуществляют организацию работы по реализации соответствующих мероприятий, инвестиционных проектов в пределах своих полномочий.
Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляется Главой администрации Доманичского сельского поселения Почепского района и администрацией Доманичского сельского поселения Почепского района.
- Приложения к программе
1.Приложение № 1 «Прогноз социально-экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области на 2022-2024 годы».
2.Приложение № 2 «Перечень мероприятий и объемы финансирования программы социального и экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области на 2022-2024 годы».
Приложение №1
к программе социального и экономического развития
Доманичского сельского поселения
Почепского района Брянской области
на 2022-2024годы
Прогноз социально-экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области на 2022-2024 годы
Доманичское сельское поселение Почепского муниципального района Брянской области объединяет 22 населенных пункта. Численность населения составляет 1463 человек. На территории поселения функционирует 2 крестьянско-фермерских хозяйства «КФК Радченко С.Г.» и КФК «Попов Н.Ф.», 1 учреждение образования: МБОУ «Доманичская ООШ». Всего лечебных учреждений: 4 ФАПа, расположенные в населенных пунктах Доманичи, Третьяки, Алексеевск, Заречье.
На территории Доманичского сельского поселения находятся 6 учреждений культуры: 3 библиотеки, 1 Дом культуры и 2 сельских клуба.
Доходы
бюджета Доманичского сельского поселения
Почепского муниципального района Брянской области
(рублей)
Наименование |
Сумма на 2022 год |
Сумма на 2023 год |
Сумма на 2024 год |
Собственные доходы |
1746000 |
1876000 |
1898000 |
Налог на доходы физических лиц |
22000 |
24000 |
25000 |
Единый сельскохозяйственный налог |
21000 |
23000 |
24000 |
Налог на имущество физических лиц |
228000 |
232000 |
236000 |
Земельный налог |
1474000 |
1596000 |
1612000 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1000 |
1000 |
1000 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ |
3195156,72 |
235175,28 |
238510,72 |
Дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности |
137000 |
137000 |
137000 |
Дотации бюджетам сельских поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
541600 |
0 |
0 |
Субвенция на осуществление полномочий по первоначальному воинскому учету |
95096,72 |
98175,28 |
101510,72 |
Иные межбюджетные трансферты |
2421460,00 |
0 |
0 |
ИТОГО ДОХОДЫ БЮДЖЕТА |
4941156,72 |
2111175,28 |
2136510,72 |
Собственные доходы бюджета на 2022 год составляют 35,3% от всех доходов и 64,7 % - дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Собственные доходы складываются из налоговых поступлений.
СТРУКТУРА ДОХОДОВ:
2022 год 2023 год 2024 год
Налог на доходы физических лиц - 0,4 % 1,1 % 1,2%
Единый сельскохозяйственный налог- 0,4 % 1,1 % 1,1%
Налог на имущество физических лиц- 4,6 % 10,9 % 11,0%
Земельный налог- 29,8 % 75,6 % 75,4%
Запланированы следующие мероприятия по увеличению доходной части бюджета на 2022-2024 годы:
- принять меры по завершению инвентаризации объектов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности (строения, гаражи, земельные участки);
- мониторинг, подлежащих к уплате и уплаченных сумм налога на доходы физических лиц и фактически выплаченной работникам заработной платы и денежного вознаграждения.
РАСХОДЫ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
В 2022 году планируется выполнить работу по содержанию и текущему ремонту дорог местного значения на территории Доманичского сельского поселения за счет средств дорожного фонда на сумму 2421160,00 рублей.
БЛАГОУСТРОЙСТВО
В расходной части бюджета на благоустройство в 2022 году предусмотрены средства в сумме 307538,00 рублей (2023 год – 46831,00 рублей, 2024 год – 15831,00 рублей). Из них: на уличное освещение в 2022 год - 285000,00 рублей, прочее благоустройство - 22538,00 рублей.
Запланированы мероприятия по благоустройству территории поселения:
- обеспечение освещения улиц и текущий ремонт уличного освещения;
- текущий ремонт и благоустройство детских площадок;
- благоустройство (обрезка деревьев, уборка мусора).
Приложение №2
к программе социального и экономического развития
Доманичского сельского поселения
Почепского района Брянской области
на 2022-2024годы
Организационные мероприятия по реализации программы социального и экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области на 2022-2024годы
№ п\п |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Организация работ по содержанию и ремонту дорог, мостов, платин. |
2022-2024 |
глава администрации Доманичского сельского поселения |
2 |
Организация работ по оказанию помощи населению в обеспечении электроэнергией путем расчистки территорий вдоль ЛЭП. |
2022-2024 |
глава администрации Доманичского сельского поселения |
3 |
Организация работ по ремонту и содержанию колодцев на территории поселения. |
2022-2024 |
глава администрации Доманичского сельского поселения |
4 |
Организация работ по содержанию и ремонту памятников погибшим воинам |
2022-2024 |
глава администрации Доманичского сельского поселения |
5 |
Организация работ по установке уличного освещения в д.Ильюшино, д.Игрушино |
2022-2024 |
глава администрации Доманичского сельского поселения |
6 |
Организация работ по привлечению на земли СП инвесторов для строительства малых промышленных объектов, что частично может решить вопрос трудоустройства населения, а также увеличения доходной части бюджета. |
2022-2024 |
глава администрации Доманичского сельского поселения |
Приложение № 3
к программе социального и экономического развития
Доманичского сельского поселения
Почепского района
Брянской области на 2022-2024 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий и объемы финансирования программы социального и экономического развития Доманичского сельского поселения Почепского района Брянской области на 2022-2024годы
(тыс. рублей)
№ п/п |
Наименование мероприятия подпрограммы |
Срок реализации, годы |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Источники финанси-рования |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты реализации мероприятия |
||||||||||
Всего |
в том числе по годам: |
|||||||||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||||
1. Культура, охрана и сохранение историко - культурного наследия |
||||||||||||||||
1.1 |
Ремонтно-реставрационные работы памятника погибшим воинам в д.Игрушино |
2022-2024 |
150,0 |
150,0 |
0,0 |
0,0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
сохранение культурного наследия |
|||||||
1.2 |
Ремонтно-реставрационные работы на братской могиле в с. Доманичи |
2022-2024 |
5,0 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
сохранение культурного наследия |
|||||||
1.3 |
Ремонтно-реставрационные работы на обелиске в с. Шуморово |
2022-2024 |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2, 0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
сохранение культурного наследия |
|||||||
1.4 |
Ремонтно-реставрационные работы памятника в с. Алексеевск |
2022-2024 |
13,0 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
сохранение культурного наследия |
|||||||
ИТОГО по культуре, охране и сохранению историко-культурного наследия |
2022-2024 |
174,0 |
157,0 |
6,0 |
11,0 |
местный бюджет |
||||||||||
2.Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство поселения |
||||||||||||||||
2.1 |
Ремонт дорог местного значения в поселении |
2022-2024 |
6957,9 |
2319,3 |
2319,3 |
2319,3 |
областной бюджет (по согласованию |
департамент ТЭК и ЖКХ БО, администрация поселения |
||||||||
местный бюджет |
||||||||||||||||
2.2 |
Благоустройство территории поселения (колодцы, мосты,) |
2022-2024 |
22,0 |
7,0 |
8,0 |
7,0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
приведение в порядок территории поселения |
|||||||
ИТОГО по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству поселения |
2022-2024 |
областной бюджет (по согласованию) |
||||||||||||||
140,0 |
80,0 |
30,0 |
30,0 |
местный бюджет |
||||||||||||
3.Обеспечение поселения питьевой водой, газом, электроэнергией |
||||||||||||||||
3.1 |
Ремонт уличного освещения |
2022-2024 |
60,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
||||||||
ИТОГО по обеспечению поселения питьевой водой, газом и электроэнергией |
областной бюджет (по согласованию) |
|||||||||||||||
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
местный бюджет |
||||||||||||
4. Сельское хозяйство |
||||||||||||||||
4.1 |
Реконструкция животноводческих помещений |
2022-2024 |
7000,0 |
7000,0 |
собственные средства хозяйства |
КФК «Радченко В.В.» |
||||||||||
ИТОГО по сельскому хозяйству |
7000,0 |
7000,0 |
собственные средства хозяйства |
Реконструкция животноводческих помещений |
||||||||||||
5.Экология |
||||||||||||||||
5.1 |
Ликвидация свалок |
2022-2024 |
45,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
местный бюджет |
администрация поселения |
ликвидация 2 свалок ТБО |
|||||||
ИОГО |
45,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
местный бюджет |
|||||||||||